Принцип работы современных систем спутникового мониторинга транспорта примерно одинаковый. На транспортное средство устанавливается небольшой прибор — абонентский терминал (другое название — ГЛОНАСС трекер). В абонентском терминале присутствует ГЛОНАСС / GPS-модуль, который может определять собственное местоположение, скорость и направление движения по сигналу спутниковых систем позиционирования ГЛОНАСС и GPS. На данный момент зона уверенного покрытия сигналами GPS и ГЛОНАСС — практически вся планета.
Определив свое местоположение, абонентский терминал собирает и рассчитывает дополнительную информацию о состоянии транспортного средства: объем топлива в баке, фактический пробег, режим работы двигателя и т. п. Для сбора информации используются подключенные к терминалу дополнительные датчики, такие как датчики работы двигателя, емкостные датчики уровня топлива, сигналы CAN-шины, датчики подъема кузова и другие.
Собрав всю необходимую информацию, ГЛОНАСС трекер передает ее через промежуточный сервер сбора данных (телематический сервер интегратора) на рабочее место диспетчера, где эта информация обрабатывается, накладывается на электронную карту и представляется в удобном для работы виде. Для передачи данных о местоположении и состоянии транспортного средства используется сотовый интернет GPRS или Wi-Fi. Обычно, новые данные с ГЛОНАСС трекера приходят на место диспетчера с интервалом, прописанным при монтаже в настройки бортового оборудования. В том случае, если транспортное средство находится в таком месте, где нет покрытия сотовой сети, то есть терминал не может в данный момент передать данные о перемещении транспортного средства, вся информация о текущих перемещениях записывается во внутреннюю память терминала — так называемый «черный ящик». Как только абонентский терминал вновь попадает в зону покрытия сотовой сети, все собранные данные сразу же передаются на диспетчерское место.
Уже на рабочем месте диспетчер может контролировать работу транспорта в режиме реального времени, либо анализировать уже выполненную транспортным средством работу. Контроль может осуществляться как в ручном режиме, так и в автоматическом по заранее созданным правилам, например, контроль посещения транспортом заданных точек или зон, или контроль сливов топлива.
Данные о работе транспорта хранятся на диспетчерском месте указанное пользователем количество времени при использовании прикладного программного обеспечения, либо заданное интегратором на телематическом сервере время в случае WEB-приложения. Дополнительно все данные резервируются на сервере, на случай утери или повреждения компьютера диспетчерского места. В любое время существует возможность построить отчет за любой промежуток времени с момента установки абонентского оборудования на транспортное средство. Современные системы спутникового мониторинга позволяют получать практически любую информацию о текущем состоянии транспортного средства, будь то уровень топлива, или угол наклона стрелы подъемного крана. А современные программные комплексы диспетчерских центров позволяют формировать любые отчеты. Сегодня возможности систем мониторинга транспорта как минимум впечатляют, узнайте о возможностях больше.